Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Вениамин Смехов: я не рассчитывал на удачу

Актер, режиссер и писатель , артист Театра на Таганке и "Современника", соратник, коллега и Владимира Высоцкого, благородный Атос в серии фильмов о трех мушкетерах 10 августа отмечает 80-й день рождения. В интервью ТАСС артист рассказал о выпущенной во время карантина книге, о подготовке к новому театральному сезону и о том, какой подарок однажды сделал ему Высоцкий.
Вениамин Смехов: я не рассчитывал на удачу
Фото: ТАССТАСС
— Вениамин Борисович, есть ли у вас какое-то особое отношение к юбилейным датам?
Видео дня
— Моя жизнь изобиловала разными событиями, но я не накопил уважения к понятию "юбилей", поскольку им, как мне кажется, часто прикрывается равнодушие. Я говорю не о себе, а о том, что слово "юбилей" заслужило избыточное уважение. Тем не менее, все, что я сделал за свою жизнь, так или иначе отражено в только что вышедшей книге "Жизнь в гостях". Я написал о том, что происходило с моего рождения — 1940-го года — по нынешний пандемический 2020 год. Писал я в стиле джазовой импровизации, с разнообразием подходов и ритмов. В этом самоотчете собрана и литература, в сторону которой шли мои самые первые шаги и мечты, и театр, который вслед за ней стал главным в жизни, а также кино и телевидение, где в последние годы я очень много сделал композиций как автор и как режиссер. Вошли в книгу некоторые архивные факты, неожиданные и для меня самого. Это страницы из моих дневников, которые в конце 1990-х годов были сданы в РГАЛИ, помогла мне вытащить их на свет моя жена Глаша, Галина, которой и посвящена эта книга.
— Как возникло такое название — "Жизнь в гостях"?
— Мы с женой были в очередной поездке, далеко от дома, потом вернулись в Москву, и я начал писать книгу, самая первая идея которой была связана именно с этим названием — "Жизнь в гостях". Мелодически оно звучит для меня красиво. И содержание богатое: вся моя жизнь — незаслуженные подарки судьбы, за которые я как могу стараюсь отблагодарить и в текстах, и на своих концертах, и в театре, и в кино. Книга вышла около месяца назад. И благодаря карантину это произошло быстрее, чем я ожидал. Ведущие московские книжные магазины в течение шести недель называли книгу в числе самых продаваемых. Это мне очень важно, потому что это не баловство, не коллекция актерских баек, а серьезная исповедь 80-летнего человека.
— Вы действительно считаете свои успехи незаслуженными подарками?
— Это когда-то заметила моя жена. Она сказала, что она воспринимает удачи как норму, а неприятности — как наказания, а я неприятности жизни воспринимаю как нечто более или менее нормальное, а удача вызывает изумление, восторг и благодарность.
— В книге рассказывается о "Золотом веке" Таганки. Какими вам запомнились главные люди этой эпохи театра?
— В моей жизни эти имена пишутся с красной строчки: Юрий Любимов, , , Владимир Высоцкий, , , — это герои, можно сказать, моей книги "Жизнь в гостях".
Что касается Владимира Семеновича Высоцкого, то на моих концертах в Воронеже, Новосибирске, Перми, Благовещенске — в общем, от края до края, я вижу, какой любовью награждают Высоцкого и через 40 лет после его ухода. Такого не было никогда, ни с каким поэтом. Я понимаю, что Высоцкий своей поэзией сделал больше, чем он мог даже представить себе. Его любят, и он стал по статистике вместе с национальным героем. Я и сам каждый раз заново, с большой радостью удивлялся тому, как много значил для меня тот, кто сидел рядом со мной в таганской гримерке, и с кем 16 лет мы играли наши любимые и неповторимые спектакли. Владимир Высоцкий — эта тема бесконечна, для меня это еще и тема недосказанной благодарности.
В жизни Высоцкий умел удивлять своими поступками, своими подарками. Он однажды подарил мне Одессу. Вот как это было: во время поездки из Москвы в Измаил на съемки фильма "Служили два товарища", я сказал Володе, что никогда не был в Одессе и что мечтаю попасть в город, где провела детство моя мама. Спустя время Володя попросил съемочную группу телеграммой вызвать меня якобы на "пересъемки". Я прилетел и, не доехав до Измаила, узнал, что я свободен и вызван исключительно в "ознакомительных с Одессой целях". И он же виновен в начале моей кинокарьеры, ибо это он попросил Валерия Фрида и дописать в сценарии "Служили два товарища" роль для меня. Барон Краузе — моя первая роль, краеугольный камень, который Володя заложил в мою кинокарьеру. А я ему даже спасибо на сказал
Раньше в день памяти Высоцкого я звонил его маме Нине Максимовне или его "тете Жене" (Высоцкой-Лихалатовой — прим. ТАСС), или отцу и обязательно (второй жене артиста — прим. ТАСС). В этом году 25 июля я позвонил Аркаше, старшему сыну, и Никите — младшему.
— После ухода из театра Юрия Любимова Таганка переживала кризис. Сейчас конфликт возник в нечужом вам "Современнике". ушел из театра, объяснив причины в открытом письме. Как вы воспринимаете эту ситуацию?
— С печалью... Я не склонен обвинять своего товарища, замечательного артиста Сергея Гармаша. Это напоминает сразу и историю с Таганкой, и историю с МХАТ — разногласия и , историю с Театром Ермоловой. Жалко, что история ничему не учит. Видимо, сложившаяся ситуация была связана с намерением некоторых артистов "Современника" поставить Сергея Гармаша во главе театра после ухода . Это первая часть, которая объясняет эмоциональный срыв хорошего артиста. Но его открытое письмо мне кажется текстом неопрятного свойства. Потом выступили первые лица "Современника", (ретроспективно к ним можно причислить и меня, потому что я был актером этого театра в 1985-1987 годах). Я близко к сердцу держу все, что было в театре Олега Ефремова, , , , , , Лии Ахеджаковой. Я уверен, что к это послание не имеет никакого отношения. Во всем сегодняшнем театральном пространстве Виктор Рыжаков — один из первых, лучших, наиболее интеллигентных и талантливых людей, на которого даже безумный успех нисколько не влияет.
— Можно ли сказать, что в театре в целом наступила совсем другая эпоха?
— В какой-то момент я решил, что завершил свой театральный путь, поскольку "Золотой век" Театра на Таганке — первые 20 лет — никакие предложения не могли затмить, а зачем заниматься тем, что хуже прежнего опыта. Когда оказывался по приглашению друзей на спектаклях в других театрах, только убеждался, что для меня эта страница перевернута и что нужно найти другое применение своим актерским пристрастиям.
— Что, например?
— Например, аудиокниги. Любовь к русской речи лежит в основе всего, что я делаю. Так в моей жизни появилась замечательная студия , издательский дом "Союз", "Книга вслух". Там много моих коллег нашли место для реализации своих актерских предпочтений. Я записал целую аудиобиблиотеку. Недавно вышел целый блок прекрасных произведений . Среди озвучивших вместе со мной были и Сергей Гармаш, . До этого были аудиокниги, озвученные только мной, и эта работа продолжается. Это произведения Пушкина, Аксакова, Жуковского, сказки Афанасьева, два шедевра — "Москва — Петушки" и "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора", пьесы Николая Эрдмана и так далее.
— Но ведь не только аудиокниги?
— Поставив точку для себя в театре, я не ожидал, что продолжится моя жизнь на сцене. Восемь лет назад ко мне обратился , он был тогда очень болен, но хотел, чтобы я повторил то, что делал в "золотой век" Таганки, когда я был соавтором и иногда сорежиссером Юрия Любимова. Это повторилось, я сделал спектакль "Нет лет" по стихам и прозе Евтушенко. Чудесные актеры, молодежь последнего любимовского призыва, играли этот спектакль шесть лет, но потом мы решили с ним расстаться, чтобы он сохранился в памяти как очень успешный.
— При этом вы выходите на сцену во многих постановках, планируете продолжать?
— Надеюсь, что как только будет сигнал отбоя по вирусу, все, что было отменено, возобновится. А именно три моих спектакля. "Флейта-позвоночник" — второй таганковский спектакль по поэзии Маяковского после знаменитого "Послушайте" Любимова, где я в 1967 году вместе с Юрием Петровичем был автором сценария. Для "Флейты-позвоночник" я сделал новый сценарий, где и Владимир Маяковский, и Лиля Брик, и , и . В чем-то "Флейта" перекликался со спектаклем "Послушайте". Это постановка на троих: , и я. Все началось в Риме, куда меня пригласили поставить вечер по стихам Маяковского, а потом "Флейта" переехала на Малую сцену театра на Таганке по просьбе Ирины Апексимовой. Этот спектакль должен обязательно продолжиться.
Перенесен и спектакль о Пастернаке Борисе Леонидовиче — "Сестра моя — жизнь" режиссера , где моими партнерами стали прекрасные ученики . Это театр "Гоголь-центр". Я попал в один из лучших театров нашего времени, поскольку его создатель — Кирилл Серебренников, по мнению многих театральных профессионалов, лидер современной режиссуры. Третий мой спектакль, который перенесен на осень, — "Иранская конференция" в Театре наций. Его поставил Виктор Рыжаков. Там мне повезло оказаться рядом с любимыми актерами. Я не ожидал, не рассчитывал на такие удачи.
— Это действительно ведущие режиссеры. И вряд ли это может быть названо "незаслуженным подарком" судьбы...
— Пусть так. Лет десять назад я думал, что ограничусь телевидением, аудиокнигами и концертами, которых у меня очень много и по стране, и для соотечественников, живущих в других странах. Мне этого было вполне достаточно. Было еще кино
— А есть еще какие-то договоренности на новый сезон?
— Я не буду вам во всем признаваться, ладно? Я готов к тому, что меня опять удивит какое-нибудь приглашение, от которого будет трудно отказаться.
— Ваша дочь Алика Смехова вступила в труппу МХАТ им. Горького, поддерживаете ли вы ее в этом конкретном решении и в целом?
— Я очень люблю мою дочь и для меня как для отца и для коллеги важно — лишь бы ей было хорошо. А ей хорошо — она вместе с чудесными партнершами: Алисой Гребенщиковой, Ирой Линдт. Это трио — талантливые "три мушкетерки". Мне очень приятно, что у нас с есть две общие программы: "Двенадцать месяцев танго" и "Старомодное признание".
— В период самоизоляции вы участвовали в двух видеопроектах театра "Практика". Как вам эта практика?
— Поэтому и я согласился принять участие в экспериментах очень славного театра "Практика" . И с чудесными артистами студии поучаствовал в нескольких онлайн-спектаклях: "Гамлет. Начало" и "Три сестры. Финал". Многое было за эти четыре месяца дома сыграно и прочитано. А в Instagram моей жены — Галины Аксеновой я два месяца подряд ежедневно утешал соотечественников, сограждан любимыми стихами наших поэтов.
— Как думаете, видеоформат сохранится после возвращения театров к обычной жизни?
— Не знаю. Но знаю только, что если кто нас за что-то и уважает в мире, то за произведения искусства, и в нашей культуре возможны любые добрые последствия этого непростого карантинного опыта.
— Насколько я знаю, вы продолжаете сниматься? Какие новые теле- и кинопроекты выйдут в ближайшее время?
— Есть очень интересный многосерийный телефильм братьев Чижиковых "Казанова в России", в котором главную роль играет известный сербский актер Иван Босильчич, работать с ним было увлекательно. Он — Казанова. А я играю его приемного отца Маттео Брагадина. Все очень быстро сейчас снимается, но мне понравилось, съемки были в Санкт-Петербурге, и недавно прошло озвучивание, отодвинутое из-за карантина.
Другое событие — фильм "Земля Эльзы", который должен был уже выйти, но карантин и его вытеснил из репертуара. Трейлер показали в сетях, он вызвал хорошую реакцию.
Вот в этом фильме я снимался с замечательной актрисой Ириной Печерниковой. На роль я с удовольствием согласился, и с большим удовольствием и даже с ностальгией вспоминаю съемки в Горном Алтае — необыкновенном месте на Земле. С очень хорошей киногруппой во главе с — режиссером и Женей Цветковым — кинооператором. В общем, чудесная компания, блестящая команда, прекрасные отношения, хотя было много трудностей, много спотыканий из-за камней, и даже травмы случались и у меня, и у других.
— Среди ваших киноролей наиболее запомнившейся зрителю остается Атос. Как к этому относитесь?
— Олег Павлович Табаков говорил: "Я — Матроскин", и это никак не принижало его заслуг. Но я не считаю себя киношником, я — театральный актер. Фильм "Три мушкетера" никакой не шедевр мировой кинематографии, это наш внутрисемейный, внутрисоветский, внутрироссийский любимый фильм, хотя с годами вспоминаю роль Атоса все лучше и лучше и, как пишу в своей книге "Жизнь в гостях": "наши кони скачут все быстрее". Я выразил в книге через 42 года признательность к той работе прежде всего за кураж, настоящий актерский кураж! И за то, что нам повезло с главными мушкетерами этого изделия: сценаристом Марком Розовским, автором песен , автором музыки и оператором Александром Полынниковым. Во главе фильма — режиссер , а мы четверо под этим подписываемся.
Беседовала Екатерина Выборова