Классика в эпоху свайпа: почему её [не] слушают 

Классика в эпоху свайпа: почему её [не] слушают
Фото: ТВ БРИКС
, корреспондент: «Плейлисты, подкасты, подборки… Когда-то чтобы послушать музыку, надо было идти в концертный зал или, скажем, в театр. Сегодня музыка приходит сама. В буквальном смысле этого слова — с доставкой в твой смартфон. Правда, в  этой музыкальной доставки как-то не вписывается классика. Но это — пока. На съёмочной площадке нового проекта Golikov Digital Orchestra классика становится современной, не теряя своих истинных ценностей».
«Переодеть» классическую музыку по моде XXI века пытались многие. Задача Golikov Digital Orchestra — не модернизировать великие произведения прошлого, а показать их с новой точки зрения. Старт проекта — запись пяти нечетных симфоний Бетховена в современном прочтении.
, дирижер, основатель проекта Digital Orchestra by Golikov: «Никто не услышит там рок, джаз или хип-хоп, как сейчас часто любят экспериментировать с разной классической музыкой. Мы определили наше понимание современного прочтения тем фактором, что эти симфонии звучат, во-первых, в исполнении музыкантов, которых вместе вот в таком проекте представить себе сложно: это большая редкость, чтобы собрались одновременно музыканты из более чем 10 лучших российских оркестров — это первые голоса, концертмейстеры, солисты. Такая „dreamteam“ очень редко бывает. Добавить определенную остроту в современность прочтения мы решили теми локациями, в которых сняли эти симфонии. Потому что вокзал звучит очень необычно, очень урбанистично, с другой стороны — исторично, потому что это вокзал царский, это первый вокзал в Петербурге, это первая царская железная дорога, которая появилась — Витебский вокзал».
И кажется, будто отец российских железных дорог, император Николай I тоже слушает Бетховена. По словам основателя проекта, дирижера Михаила Голикова, идеи немецкого композитора актуальны и сегодня. Бетховен говорит о личности, о свободе, о творчестве и о любви — а эти категории в музыке сейчас необходимы не меньше, чем 200 лет назад. Проект Digital Orchestra — это не клип и не классическая видеоверсия концерта. Формат продиктован одной-единственной целью: заинтересовать виртуального зрителя.
Михаил Голиков, дирижер, основатель проекта Digital Orchestra by Golikov: «Очень хотелось, чтобы динамика визуального эффекта совпадала с динамикой музыкального материала великого Бетховена, без преувеличения об этом скажу, и помогала людям чуть глубже погрузиться в эти страницы симфоний. Поэтому мы используем квадрокоптер, который буквально залетает в инструменты, постоянно двигающуюся камеру, GoPro, которые стоят у музыкантов и позволяют оценить и даже почувствовать зрителю себя на месте музыканта, как будто бы он сам играет в оркестре».
Состав Digital Orchestra непривычно молодой. В перерывах между дублями мы решили спросить у самих музыкантов, чего, по их мнению, не хватает классике, чтобы пробиться в топ музыкальных чартов.
Валерия Сергеева, скрипачка, Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический»: «Я считаю, что классическим произведениям не хватает… Тут, знаете, дело даже не в самих классических произведениях, скорее в атмосфере. Их нужно больше… не могу сказать „пиарить“, это немножко не то слово. Скорее — создавать такие условия, чтобы люди смогли понять, в чём же красота музыки, в чем же её прелесть. Как сказал Кончаловский, классическую музыку не любят или не слушают только потому, что они не знают, в чём её суть. Визуал как раз, именно видео, он должен этому помочь».
Антон Стародубцев, скрипка, Санкт-Петербургская филармония имени Дмитрия Шостаковича: «Не классику нужно опускать до людей, а людей поднимать до классики. И этот проект в том числе этим и занимается. Чего не хватает классике в наше время? Не хватает новых лиц, не хватает молодежи, не хватает людей заинтересованных».
Виолончелист Юрий Воронюк уверен: привлечение новой аудитории — миссия музыканта, а не продюсеров, режиссеров или операторов. Именно исполнитель должен «зацепить» публику, которая привыкла к артистам шоу-сферы. В конкуренции с другими симфоническими оркестрами привлечь новую аудиторию не получится. Соперничать надо с массовой культурой.
Юрий Воронюк, виолончель, Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический»: «Современный музыкант должен быть актером. Он должен понимать, что он — артист! Если он выходит на сцену или его снимают крупным планом, он должен быть артистом, актёром. Если он прекрасно играет, но при этом у него каменное лицо, он играет, что называется, только руками, то современный человек просто не будет слушать дольше 10 секунд, потому что мы просто пролистываем всё. Надо цеплять! Если музыкант будет вовлечен в музыку, если он будет понимать, что он должен зацепить зрителя, что он хочет развлекать зрителя, а не зритель должен как-то вдруг почувствовать, какой Бетховен гений. Нет, музыкант должен увлечь».
Вячеслав Агабеков, альт, Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический»: «Молодежь, может быть, стесняется пойти в театр, что они будут зевать в зале, что им будет скучно. Гораздо проще, находясь дома, сидя на диване, открыть ноутбук, телефон или любой другой гаджет, просто открыть концерт, послушать, понять, действительно ли тебе это нравится. Я считаю, что нельзя сказать, что молодежь не интересуется классикой, мне кажется, они просто не пробовали это».
С помощью Golikov Digital Orchestra попробовать и распробовать классику можно, находясь в любом уголке земного шара. Этот проект вызывает не привыкание, а интерес, любопытство, если хотите. Что ещё придумает маэстро Голиков — известно одному Бетховену.
Ольга Бубнова, и . ТВ .
Видео дня. Ушедшие из жизни актеры "Ералаша"
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео