Войти в почту

"Сестра Рэтчед": приквел "Пролетая над гнездом кукушки" как разочаровывающий гимн ЛГБТ

Sobesednik.ru – о том, почему новое шоу Райана Мерфи не понравится фанатам романа Кена Кизи. 19 сентября на платформе Netflix стартовал долгожданный сериал «Сестра Рэтчед» от одного из самых плодовитых американских продюсеров Райана Мерфи («Хор», «Американская история ужасов», «Политик»). В этот раз задумкой создателей, среди которых помимо Мерфи числится и молодой шоураннер Эван Романски, стала предыстория медсестры Милдред Рэтчед, знакомой зрителю по культовому произведению Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименной экранизации Милоша Формана от 1975 года. Только вот связь с ними вряд ли играет сериалу на руку, но обо всем по порядку. Америка, 1947-й год. Бирюзовая машина направляется в сторону одной из крупнейших психиатрических лечебниц в штате Лючия, куда в скором времени должны привезти нового пациента – Эдмунда Толлесона. Убийца нескольких католических священников, он приковал к себе все внимание общественности, а в особенности – губернатора, надеющегося за счет смертной казни повысить популярность среди избирателей. Но у сестры Рэтчед (Сара Полсон) на Толлесона свои планы. Как и предыдущие проекты Райана Мерфи, «Сестра Рэтчед» ничем не уступает им по стилистике. На ум так и приходит его недавний «Голливуд» с той же атмосферой середины 20-х, фирменной яркой цветовой палитрой, добавляющей ощущения гротеска происходящему, и до мельчайших деталей продуманных костюмов героев. Гламурная лечебница, сильно напоминающая отель Оверлук, стерильные комнаты для проведения жутких экспериментов, элементы нуара и игра с красными и зелеными светофильтрами в стилистике джалло – эстетика фильма находится на грани сюрреализма и являет собой абсолютный праздник для глаз. Собственно, продюсер всегда любил выражать эмоциональное и психическое состояние героев с помощью гаммы красок, но в этом конкретном случае не успеваешь ты «купиться» на картинку, как повествование тут же дает тебе горькую оплеуху. Мерфи вновь прокручивает одну и ту же пластинку. Если оригинальные персонажи Кена Кизи были списаны с реальных людей его времени, когда он сам работал в психиатрическом учреждении, то герои «Рэтчед» до боли напоминают облегченную версию его нашумевшей «Американской истории ужасов», где красавца-убийцу с внешностью американской иконы 50-х, бунтаря без причины Джеймса Дина играет Финн Уиттрок, который то пытал, то убивал кого-то в разных частях AHS, а роль самой сестры исполняет любимица продюсера Сара Полсон, чей образ Ланы Уинтерс (2 сезон AHS) будто бы просто переместился в другое лечебное учреждение. Абсолютно безымоциональная изначально, не терпящая проявления сексуальности и единственная, кто не отводит взгляд от жутких экспериментов доктора Ханновера, сестра Рэтчед к финалу сериала превращается в одного из излюбленных Мерфи квир-персонажей, который пытается признать в себе эту инаковость. Влюбленная в помощницу губернатора Гвендолин Брикс (по иронии судьбы ее роль исполняет открытая лесбиянка Синтия Никсон, которая в свое время тоже претендовала на высокий пост) Милдред никак не вяжется с олицетворением той бесчеловечной и жестокой системы в лице Луизы Флетчер, привыкшей решать любую проблему с помощью электрошока и лоботомии. Мы не сразу понимаем характер Рэтчед и на каждую улыбку или мало-мальское проявление сострадания победно ухмыляемся (не верю!), но чем дальше развивается история, тем большее недоумение возникает на нашем лице и жирная клякса – в сюжете. Из олицетворения «Комбината» Вождя (т.е. системы, превращающей человека в марионетку) версия медсестры в исполнении Полсон превращается в саму жертву системы с ее далеко не самой искусно прописанной детской травмой, а слоган сериала «настоящие монстры создаются, а не рождаются» и вовсе вызывает недоумение, ведь холод в сердце сестры Рэтчед уступает место наконец принятой ею лесбийской любви (и каникулам в Мексике). Конечно, феминистские мотивы всегда присутствовали и в тексте самого романа, и в ленте Милоша Формана. Большегрудая, с ангельской внешностью Милдред Рэтчед представляет собой так называемого бездушного кастратора, чьи подопечные выступают жертвами матриархата (помните, что Макферфи охарактеризовал метод лечения медсестры, как «клевание яиц»?) Версия Полсон же совершенно не пугает: да, поначалу кажется, будто она презирает мужскую сексуальность («Очевидно, возбуждение отвлекло вас, я просила принести местную газету») и мужчин в целом, но это, скорее, относится только к каррикатурно созданным Райаном Мерфи персонажам противоположного пола, которые гротескно оценивают женский зад и вульгарно просят представительниц прекрасной половины человечества поменьше открывать свой рот. Подобное упрощение психологической составляющей бьет зрителя, подуставшего от пустых манифестаций, прямо по лбу. Из же многосерийной ленты (у которой намечается еще и продолжение), конечно, можно выделить безупречный актерский состав. Райан Мерфи всегда любил отдавать дань уважения возрастным актрисам, поэтому здесь вы встретите Шерон Стоун в роли эксцентричной миллионерши, чья одержимость отомстить за ребенка овладевает ей в той же мере, что и любовь к ручной обезьянке; Джуди Дэвис в роли старшей медсестры Бакет, безответно влюбленной в вглавврача клиники, и все ту же Синтию Никсон (Миранда из «Секса в большом городе»), лесбиянку, вынужденную скрывать свою ориентацию под маской счастливого брака. Каждая из них отлично вживается в роль, но чем дальше мы углубляемся в повествование, тем больше история распадается, теряет нить элементарной логики, а арки персонажей так и остаются для нас слишком поверхностными. Видимо, подписанный Мерфи пятилетний контракт на 300 миллионов долларов со стриминговым сервисом вынуждает продюсера опираться на количество, а не качество. В любом случае, «Пролетая над гнездом кукушки» уже давно завоевал свою нишу в мировой культуре, а Райан Мерфи – в сердцах современных зрителей, чтобы ничто не смогло побороть их популярности. Но все же хочется надеяться, что дальнейшая судьба Милдред Рэтчед не сведется только к своей квир-истории. А то зрителям, но уже по собственному желанию, захочется сделать лоботомию.

"Сестра Рэтчед": приквел "Пролетая над гнездом кукушки" как разочаровывающий гимн ЛГБТ
© ИД "Собеседник"