«Надо было скроить хоть одну верную душу»: в новокуйбышевской «Грани» представили «Дракона» 

«Надо было скроить хоть одну верную душу»: в новокуйбышевской «Грани» представили «Дракона»
Фото: СОВА
Премьерные показы нового спектакля юбилейного, 50-го сезона театра-студии стартовали 14 октября.
В репертуаре «Грани» появился спектакль по пьесе-сказке , написанной в годы Великой Отечественной и запрещенной к постановке во времена Сталина и Хрущева. На пресс-показе перед премьерой в новокуйбышевском театре-студии побывали журналисты Самарского областного вещательного агентства.
В основе сюжета — история о Драконе, который в качестве дани требует принесения в жертву девушек и которого никому не удавалось победить. В «тихом городе, где ничего не случается» за 400 лет к нему уже привыкли, об этом не принято говорить. Впрочем, десятилетия здесь помнят и добрые дела Дракона — вскипятил воду в озере, чтобы горожане пили ее во время эпидемии, избавил от бродяг и врагов государственной системы. Последние два века с ним уже никто не сражается. До тех пор, пока не появляется Ланцелот — чужак по мышлению. Рыцарь, сделавший спасение других своим образом жизни.
— Он просто знает немного больше, чем другие. И знает, к чему приведет та ситуация, которая сложилась в городе, куда он пришёл, — рассказал о своем герое  — новый актер «Грани». Выпускник Академии переехал из Москвы ради работы в новокуйбышевском театре-студии:
— Давно знаю об этом театре, поэтому приехал сюда. Это профессионализм, тут можно расти и развиваться, довольно-таки мощный театр, — поделился с журналистами актёр.
Образ Дракона воссоздал  — для него в команде «Грани» начался второй сезон, до этого актёр на протяжении 9 лет служил в театре «Камерная сцена».
— Без этого Дракона был бы хаос, как считает сам мой персонаж. Он от меня очень далек, ужасно далек. Я не такой властный, как Дракоша. Он мудрее, я не такой мудрый. Он стратег, я так далеко не смотрю на мир, как он, на будущее. Но… он клевый! — отметил Руслан Бузин.
Автором сценографии к спектаклю стали режиссер и его ассистент Виктор Трегубов. Для «Дракона» перестроили привычный зал театра-студии, зрители теперь сидят с другой стороны, вход только в масках. Сценой и декорациями служит деревянный помост-трансформер. Картину дополняет видеопроекция. Автором костюмов к спектаклю стала Любовь Мелехина. Музыку написал композитор и актёр «Грани» Арсений Плаксин, «Дракон» стал шестым спектаклем новокуйбышевского театра-студии, для которого он создал музыкальное оформление. По словам Арсения, он вдохновлялся своими представлениями об эпохе СССР:
— Основная маршевая тема — это мое видение из сейчас — того Советского Союза и вообще того, о чем Шварц писал. Он такой, неровный марш. Вроде бы это марш, а вроде бы в нем вся музыка ломается. Это отголоски именно моего видения того, что было когда-то давно. До репетиционного периода была готова почти вся музыка. Как-то жанрово было все определено, и уже вот под эту музыку мы все придумывали, создавали, — рассказал Арсений Плаксин.
Он же исполняет в спектакле сразу несколько ролей, включая Машеньку (Кот). И вот как объяснил своего загадочного персонажа актёр:
— Это кусок интуиции, кусок души Ланцелота, который существует отдельно от него, который выше этого пространства. Возможно, он сопоставим с Драконом по своей ирреальности.
Световой рисунок к «Дракону» выстроил заслуженный работник культуры России , неоднократно номинированный на национальную премию «Золотая Маска». В некоторых моментах постановки воздействие на зрение и слух зрителя намеренно доведено до предела, когда человек вынужденно опускает голову и закрывает глаза. Жанр своего «Дракона» режиссёр спектакля Дениса Бокурадзе определил как «печальную историю, в которой улыбаются». По его словам, не хотелось ограничиваться привычной трактовкой пьесы Евгения Шварца как сравнения с советской эпохой тоталитаризма, поэтому он пошёл дальше.
— Эта история для меня принципиально про свободу. Потому что следующий спектакль, который я сейчас ставлю про свободу, — это «Мария Стюарт», и здесь интересно противодействие. Смотрите. В спектакле «Дракон» люди внешне абсолютно свободны, могут перемещаться где угодно, их никто физически не держит, у них есть внутренняя НЕсвобода, внутренний зажим. Поэтому они поступают и ведут себя так, как ведут. В «Марии Стюарт» — наоборот, внешней свободы нет у нее, а внутренне она абсолютно свободна. Так что же для нас свобода? Когда границы закрыты физически или когда мы можем свободно перемещаться и быть внутри несвободны? Из-за образа мысли, из-за того, что мы постоянно ставим себе ограничения и барьеры. Физическая свобода или все-таки внутренняя приоритетна? Поэтому эти два спектакля идут в «Грани» друг за другом и раскрывают тему с разных сторон, ну а зритель может для себя ответить на эти вопросы, — рассказал Бокурадзе журналистам.
— Для меня важна сама тема, чтобы каждая девушка, которая сидит в зале, могла увидеть себя в образе Эльзы, — пояснила в интервью перед премьерой исполнительница одной из главных ролей Юлия Бокурадзе. — Потому что, когда ты живешь в каком-то некоем состоянии, ты не понимаешь, что можно жить и существовать по-другому. Мало того, ты даже не думаешь в этом направлении, потому что окружение твое — город, страна, люди, с которыми ты находишься, диктуют свои правила, свои законы. Вот в первой части у Эльзы есть некая замороженность. А потом, когда появляется в ее жизни Ланцелот, уже происходят какие-то изменения, другой мир для нее открывается. Оказывается, можно жить по-другому и смотреть на людей по-другому, что-то говорить! Ты понимаешь, что за поступками следует не просто гордое смирение, но ты можешь и поставить на место человека. При этом, не обязательно его обвиняя или желая ему зла, — отметила актриса.
Вместе с тем в «Драконе» можно заметить и некоторые пересечения с событиями и эмоциями 2020 года, на них публика в зале реагировала особенно живо. Впрочем, в этом, по словам Дениса Бокурадзе, есть и доля чистого совпадения.
— Конечно, когда ты слышишь в спектакле тексты, написанные в 43 году, «сахар, молоко, гречка — такие нервные продукты, которые, услышав шум боя, убегают сразу с прилавков», и тут ты сам попадаешь в этот период в реальных обстоятельствах… И то, что есть в пьесе — «чтобы не распространялась эпидемия, не смотрите на небо, вам будут все рассказывать, не составляйте своего мнения». И это все идет сейчас в спектакле, что, безусловно, актуально ложится на сегодняшний день. Хотя, конечно, было не под пандемию взято. Как часто бывает, что жизнь мудрее нас, и она выстраивает свои параллели, линии. Мне кажется, в этом в театре как раз и есть современность, не джинсы и майку надеть, а когда смыслы современны, — пояснил режиссер и художественный руководитель театра-студии.
В спектакле «Дракон» кроме оригинальных текстов Евгения Шварца, которые создавались в блокадном Ленинграде, а после в эвакуации в Душанбе, есть также отсылки к Чехову, Бродскому, Островскому, Шекспиру и библейским событиям. Заметит ли их внимательный зритель? По крайней мере, попытаться расшифровать символы-образы, которыми славятся постановки новокуйбышевской «Грани», стоит.
Продолжительность спектакля — 3 часа 40 минут с антрактом. Вход в зал в маске.
Видео дня. Какие любовные треугольники скрывал советский кинематограф
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео