Как снимали “Семнадцать мгновений весны”
О подвигах разведчиков в Союзе снимали много и хорошо, но едва ли можно вспомнить более культовый сериал о бойцах невидимого фронта во время войны, чем «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.
Как это часто бывает, появление сериала и его оглушительный успех на экранах — комбинация упорства и счастливых случайностей.
Лиознова познакомилась с литературным материалом еще до того, как роман Юлиана Семенова увидел свет. Сценарий писатель уже продал «Ленфильму», но под напором Татьяны Лиозновой отозвал его со студии и передал ей.
Как это часто бывает, первоначальный актерский состав мог быть другим.
Долгое время на роль Штирлица претендовал Арчил Гомиашвили, сыгравший Остапа Бендера у Гайдая. Режиссера и актера связывали очень теплые отношения, кроме того, его кандидатура нравилась и Юлиану Семенову. Однако затем Лиознова отказалась от этой идеи, что сказалось и на отношениях с Гомиашвили.
Другим претендентом был Олег Стриженов, признанная звезда советского экрана. Но его занятость в МХАТе не позволяла рассчитывать, что он сможет посвятить три года жизни сериалу. По этой же причине отпали кандидатуры Юрия Соломина и Иннокентия Смоктуновского. Наконец был выбран Вячеслав Тихонов, хотя первые пробы из-за неудачного грима — прежде всего, пушистых усов — Лиозновой не понравились.
Радистку Кэт могла сыграть Татьяна Лаврова, но в образ режиссера она не вписалась. Другой претенденткой была Ирина Алферова, но на момент начала съемок она была в зарубежной командировке. Лиознова остановила свой выбор на Екатерине Градовой, которую увидела на пробах к фильму «А зори здесь тихие...».
Жену Штирлица очень хотела сыграть Светлана Светличная, но в итоге ее отдали Элеоноре Шашковой, которую для образа состарили. А Светличная сыграла влюбленную в разведчика журналистку Габи.
Кстати, сначала Штирлиц должен был встретиться в кафе с женой и сыном, которого никогда не видел, но затем Татьяна Лиознова решила, что ребенок отвлечет внимание зрителей от женщины.
Лиознова хотела видеть в своей картине Фаину Раневскую и попросила Семенова сочинить для нее несколько эпизодов, чтобы очеловечить образ Штирлица. Семенов просьбу выполнил, но Раневская отказалась, объяснив, что ей нечего там играть. В итоге фрау Заурих сыграла Эмилия Мильтон.
Леонид Куравлев прошел пробы на роль Гитлера, но, как потом говорил, «не осилил этого антихриста». В итоге он сыграл Айсмана. Чтобы сделать образ более опасным, актер носил повязку на один глаз. Роль Мюллера изначально предложили Всеволоду Санаеву, но он резко отказался играть фашиста. Характерное подергивание шеей Броневой придумал случайно — форма оказалась тесной.
Так как Татьяна Лиознова придумала ряд эпизодов для картины, она решила указать свою фамилию как соавтора сценария — вместе с Семеновым. Но писатель с этим не согласился. В итоге решить спор должен был композитор Микаэл Таривердиев, который поддержал Семенова. Это впоследствии осложнило отношения композитора с режиссером.
Таривердиев написал для фильма 12 песен, из которых были выбраны две. Для записи пригласили Магомаева, Мулермана, Ободзинского, но все варианты не устроили Лиознову. В итоге песни исполнил Иосиф Кобзон, причем по просьбе режиссера, в необычной для себя манере, так что его голос поклонники сразу не узнали.
Лев Дуров, который сыграл провокатора Клауса, должен был отправиться вместе со съемочной группой в ГДР, но шутка на приеме у выездной комиссии перечеркнула эти планы. На вопрос описать флаг СССР актер, не желая выглядеть болваном, описал пиратский флаг «Веселый Роджер». Так что сцену в пруду пришлось снимать в Подмосковье.
Съемки сериала курировали консультанты КГБ. В какой-то момент один из них обратил внимание, что стастистов-эсэсовцев играют обладатели яркой еврейской внешности. Все сцены пришлось переснять — в итоге немцев сыграли курсанты Высшей школы пограничников родом из Прибалтики.