Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как снимали “Семнадцать мгновений весны”

О подвигах разведчиков в Союзе снимали много и хорошо, но едва ли можно вспомнить более культовый сериал о бойцах невидимого фронта во время войны, чем «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.

Как снимали “Семнадцать мгновений весны”
Фото: Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны"Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны"

Как это часто бывает, появление сериала и его оглушительный успех на экранах — комбинация упорства и счастливых случайностей.

Видео дня

Лиознова познакомилась с литературным материалом еще до того, как роман увидел свет. Сценарий писатель уже продал , но под напором Татьяны Лиозновой отозвал его со студии и передал ей.

Как это часто бывает, первоначальный актерский состав мог быть другим.

Долгое время на роль Штирлица претендовал , сыгравший у Гайдая. Режиссера и актера связывали очень теплые отношения, кроме того, его кандидатура нравилась и Юлиану Семенову. Однако затем Лиознова отказалась от этой идеи, что сказалось и на отношениях с Гомиашвили.

Другим претендентом был , признанная звезда советского экрана. Но его занятость в МХАТе не позволяла рассчитывать, что он сможет посвятить три года жизни сериалу. По этой же причине отпали кандидатуры и . Наконец был выбран , хотя первые пробы из-за неудачного грима — прежде всего, пушистых усов — Лиозновой не понравились.

Радистку Кэт могла сыграть , но в образ режиссера она не вписалась. Другой претенденткой была , но на момент начала съемок она была в зарубежной командировке. Лиознова остановила свой выбор на Екатерине Градовой, которую увидела на пробах к фильму «А зори здесь тихие...».

Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны"

Жену Штирлица очень хотела сыграть , но в итоге ее отдали , которую для образа состарили. А Светличная сыграла влюбленную в разведчика журналистку Габи.

Кстати, сначала Штирлиц должен был встретиться в кафе с женой и сыном, которого никогда не видел, но затем Татьяна Лиознова решила, что ребенок отвлечет внимание зрителей от женщины.

Лиознова хотела видеть в своей картине и попросила Семенова сочинить для нее несколько эпизодов, чтобы очеловечить образ Штирлица. Семенов просьбу выполнил, но Раневская отказалась, объяснив, что ей нечего там играть. В итоге фрау Заурих сыграла .

прошел пробы на роль Гитлера, но, как потом говорил, «не осилил этого антихриста». В итоге он сыграл Айсмана. Чтобы сделать образ более опасным, актер носил повязку на один глаз. Роль Мюллера изначально предложили , но он резко отказался играть фашиста. Характерное подергивание шеей Броневой придумал случайно — форма оказалась тесной.

Так как Татьяна Лиознова придумала ряд эпизодов для картины, она решила указать свою фамилию как соавтора сценария — вместе с Семеновым. Но писатель с этим не согласился. В итоге решить спор должен был композитор , который поддержал Семенова. Это впоследствии осложнило отношения композитора с режиссером.

Таривердиев написал для фильма 12 песен, из которых были выбраны две. Для записи пригласили Магомаева, Мулермана, Ободзинского, но все варианты не устроили Лиознову. В итоге песни исполнил , причем по просьбе режиссера, в необычной для себя манере, так что его голос поклонники сразу не узнали.

, который сыграл провокатора Клауса, должен был отправиться вместе со съемочной группой в ГДР, но шутка на приеме у выездной комиссии перечеркнула эти планы. На вопрос описать флаг СССР актер, не желая выглядеть болваном, описал пиратский флаг «Веселый Роджер». Так что сцену в пруду пришлось снимать в Подмосковье.

Съемки сериала курировали консультанты КГБ. В какой-то момент один из них обратил внимание, что стастистов-эсэсовцев играют обладатели яркой еврейской внешности. Все сцены пришлось переснять — в итоге немцев сыграли курсанты Высшей школы пограничников родом из Прибалтики.